25 февраля Неделя Первая - Торжество Православия.

4 марта -  Неделя Первая - Торжество Православия.

о. Савватий (Донченко) : «Сегодняшний день называется днем Торжества Православия. Это событие связано с победой Православия над иконоборческой ересью, преследовавшей Церковь около ста лет и исходившей от лиц, которые занимали императорский престол. Вся мощь государственной машины Византийской империи обрушилась на православное христианство.

Церковь терпела необычайные притеснения. Иконы изымались и уничтожались, над ними совершались кощунства. Иконоборцы, руководствуясь как будто здравым смыслом, утверждали, что нельзя поклоняться иконописным изображениям, потому что это идолы. Они ненавидели и монашество - отчасти потому, что монахи были самыми твердыми ревнителями и защитниками иконопочитания и самыми верными хранителями Церковного Предания, а отчасти, потому что само монашество есть ангельский образ. Большая часть мучеников того времени - это монахи, защищавшие святые иконы.

Хотя на Седьмом Вселенском соборе (787 г.) иконоборческая ересь была уже осуждена, однако, благодаря покровительству императоров и давлению государства на Церковь, она все еще продолжала властвовать. Почти столетние гонения на Церковь были прекращены императрицей Феодорой. Это произошло в 842 г. в первое воскресенье Великого поста, в которое с тех пор и отмечается Торжество Православия.

Что такое икона? Согласно св. Иоанну Дамаскину икона есть не изображение видимого, а откровение сокровенного. Икона возводит ум к невидимому, неземному, духовному. Тот, кто изображен на иконе, оказывает на нас через свое святое изображение духовное воздействие. Древние иконописцы знали, какой благоговейный ужас охватывает христианина, взирающего на лик Спасителя или лик Богоматери, в особенности, если икона значительного размера и прекрасно духовно написана.

С этим духовным воздействием связаны ниспосылаемые от Бога через молитвенное заступничество Пресвятой Богородицы и святых, дары чудотворений и исцелений, истекающие от святых икон. Икона - это украшение, хотя она и может представлять величайшую художественную ценность, не простая картина, не иллюстрация евангельской истории или жизни прославленного святого. Икона - это элемент богослужения, средство возведения ума молящегося от образа к первообразу.

Созерцание светлого образа создает молитвенную настроенность в душе верующего. От первообраза, то есть от Господа Иисуса Христа, Богоматери или святого, исходит Божественное действие вышеестественная сила, благодать, которая через образ, икону оказывает воздействие на человека, его духовное и физическое состояние. Икона в храме открывает нам доступ к умному созерцанию Небесного мира. Иконы суть видимые знаки невидимого присутствия в Церкви Господа и Спасителя Иисуса Христа, Пресвятой Владычицы Богородицы, ангелов и святых в небесной славе.

Многие люди, взирая в храме на иконы, возгораются духом, в них возбуждается вера, и любовь к Богу. Почитание икон является не чем-то второстепенным и маловажным, а одним из основных догматов православного вероучения. Даже сектанты, отрицая поклонение иконам, пользуются теми изображениями Спасителя, которые донесены до нашего времени канонической православной иконописью. Пример тому - пусть даже и несколько искаженные изображения Спасителя в западных изданиях детских Библий или в иллюстрациях к Священному Писанию Гюстава Доре.

Мы, православные христиане, должны быть благодарны тем подвижникам Благочестия, которые на протяжении почти целого столетия боролись с иконоборчеством, жертвовали своей жизнью, терпели многие поругания и унижения. Наконец истина восторжествовала. Православие сохранено для нас во всей его чистоте, и в день Торжества Православия, мы вспоминаем тот день, когда окончательно была попрана эта нелепая ересь иконоборцев. Так Церковь отстояла свое право поклоняться иконам».


Назад к списку